В то время, когда еще не было машин с грузоподъемностью более 3,5 тонн, украинцы решили, что вполне могут стать экспериментаторами в этой области. Так и появилась первая машина украинского производства. А было это почти 90 лет назад.
И правда, в те далекие советские времена вопрос автомобилизации населения официально даже не упоминался, ведь был спрос исключительно на гужевой транспорт. При этом массовые горьковские ГАЗ-АА (Ford-AA) поднимали 1,5 тонны, московские АМО и ЗИСы (Autocar) – до 3 т, ярославские Я-3 и Я-4 – 3,0 – 3,5 т.
Не удивительно, что руководством страны была поставлена задача наладить производство грузовика тяжелого класса.
Сконструировать автомобиль самостоятельно в то время заводские конструкторы не могли, поэтому, как было принято в те годы, был взят готовый проект – 4-тонный грузовик Lancia Pentajota. Итальянская техника в тот период отличалась простотой и доступностью.
При этом все до единой детали были сделаны или на Харьковском автосборочном заводе или на ближайших предприятиях-смежниках. Даже такая непростая технологическая операция как литье, была освоена в полной мере – в Харькове сами делали такие непростые отливки, как чугунный блок цилиндров двигателя и алюминиевые корпуса навесного оборудования. Валы и шестерни проходили необходимую термическую обработку для повышения прочности и твердости поверхности.
Так, харьковчане сделали для своего детища рядный 6-цилиндровый двигатель, который работал на бензине и выдавал 70 л.с. при 2200 об./мин. Машина развивала внушительную по тем временам скорость 50-55 км/ч.
Огурцы будут нежными и вкусными: как молоко поможет получить идеальный урожай
Достойное блюдо для новогоднего стола: рецепт салата "Снежок" с курицей и кукурузой, чтоб хоть где-то был снег
Отключения света завтра, 22 ноября: Укрэнерго озвучил графики – заряжайте павербанки и фонарики
Это будет ваша самая здоровая рассада: как правильно использовать экстремальный способ с кипятком
Интересно, что первый украинский грузовик не был громоздким, его габариты были такими: длина 7000 мм (без кузова), ширина 1900 мм, высота 1800 при колесной базе 4700 мм и колее 1700 мм. Это в целом соответствует размерам широко известного сегодня пятитонного ЗИЛ-130.
Эксперты по тяжелой технике отмечают революционную для того времени особенность: харьковский тяжеловоз мог перевезти груза больше (4000 кг), чем весил сам (3750 кг).
Первый экземпляр выпустили в самом начале 1931 года, второй – только в ноябре. На этом все и остановилось, так как серийное производство требовало серьезных инвестиций, которых не было.
Читайте также:
Многие до сих пор такие хотят: как выглядели самые необычные Таврии