Передача критически важной ремонтной документации для вертолетов Ми-8МТ(МТВ) иностранной компании с "российским следом" стала одним из самых опасных решений в сфере авиации за последние годы. Как обезопасить Украину и стоит ли вводить санкции против компании со скрытыми связями из России, разбирался УНН.

В августе 2025 года Государственная авиационная служба Украины предоставила компании AAL Group Ltd (ОАЭ) право на сопровождение ремонтной документации для вертолетов Мы-8МТ(МТВ). После публичных заявлений о возможных связях AAL Group с российским ВПК, а также учитывая документально подтвержденный статус компании как "непригодного поставщика" в перечне Unsuitable Vendor List, Командование транспорта ВС США (USTRANSCOM) от 28 мая 2024 года, правительство временно отстранило председателя расследования. 10 ноября. Но, несмотря на это, компания с "российским следом" AAL Group Ltd до сих пор имеет доступ к ремонтной документации украинских Ми‑8МТ(МТВ).⁠

Отметим, признание компании "unsuitable" осуществляется в соответствии с инструкцией USTRANSCOM 5200.05 (Foreign Entity Vetting), которая предусматривает оценку факторов типа: рисков безопасности, непрозрачной структуры собственности, потенциальных связей с оборонно-промышленными структурами государств-противников, санкционных рисков и нарушений комплата.

А о том, что AAL Group Ltd зарегистрирована в ОАЭ, имеет прямые связи с российским концерном "Ростех", а часть ее топ-менеджмента имеет российские паспорта, в начале сентября с трибуны Верховной Рады заявил нардеп, член комитета по национальной безопасности Федор Вениславский.

"Государственная авиационная служба Украины предоставила право на сопровождение ремонтной документации вертолетов типа Мы-8МТ(МТВ) компании AAL Group Ltd. Это решение ставит под угрозу эксплуатацию Мы-8МТ(МТВ) всеми составляющими сектора безопасности и обороны. По моей информации, конечными бенефициарами AAL Group Ltd являются компания "Вертолеты России". паспорта", – заявил Федор Вениславский.

Популярные статьи сейчас

Свет не отключат, пока..: с 1 декабря украинцам дают новую защиту

Секретный враг вашего огорода: где скрывается тля зимой и как избавиться от нее навсегда

10 дней - или плати штраф: украинским водителям напомнили о коварном правиле, срочно меняйте права

Цены зимой снова поползут вверх: какие продукты подорожают быстрее всего

Показать еще

Военный эксперт Олег Жданов считает, что чтобы подобных ситуаций больше не случалось, украинскому правительству необходимо определить четкие критерии отбора для компаний, которым будет предоставляться доступ к чувствительной информации.

"Правительством должны быть наработаны четкие критерии надежности компании. Должна быть полностью прозрачная процедура отбора компании. Чтобы была видна вся история компании, ее конечного бенефициара. И соответственно, кто не подпадает под эти критерии, кто не предоставляет необходимую информацию – его не пропускают. Тогда не будет таких ситуаций, как сегодня", – прокомментировал Жда.

Кроме того, важно, чтобы компании проверялись на внесение в так называемые "black list" другие страны. В таком случае сотрудничество с AAL Group Ltd сразу же стало бы невозможным, ведь еще в 2024 году Транспортное командование Вооруженных сил США (USTRANSCOM) признало компанию с "российским следом" непригодной для сотрудничества, ссылаясь на риски безопасности и непрозрачную структуру собственности.

Похожего мнения придерживается и политолог Тарас Загородний. Он считает, что СБУ должна тщательно проверять компании, получающие доступ к чувствительной информации, ведь это может создать прямую угрозу утечки данных в российские спецслужбы.

"Этот вопрос контрразведывательной деятельности. Это СБУ должна работать. То есть должен быть порядок получения информации, для того, чтобы четко понимать: может ли быть разглашена эта информация, как она будет влиять на национальную безопасность. Есть ли альтернативы, есть ли более надежные партнеры, которые могут это сделать. Надо искать чистых, надежных партнеров", - заявил Тарас За.

Пока компания AAL Group Ltd продолжает иметь доступ к ремонтной документации украинских вертолетов Мы‑8МТ(МТВ), это создает прямой риск для обороноспособности Украины. Именно поэтому кейс AAL должен стать отправной точкой для обновления государственных процедур доступа к чувствительной авиационной информации: прозрачный отбор подрядчиков, проверка санкционных и ведомственных "black lists", обязательное раскрытие конечных бенефициаров и повторные аудит-проверки - это не бюрократия, а элементы безопасности, которые должны сопровождаться. чувствительные данные оставались под контролем и работали на обороноспособность, а не против нее.